Мобильный Интернет - это миф, будущее - за единым вебом

Мобильный Интернет - это миф, будущее - за единым вебомВ настоящий момент интернет вместе с его онлайн-коммуникациями уже не следует рассматривать применительно к конкретным гаджетам, форм-факторам или технологическим решениям. Благодаря решениям от Google, Apple и прочих компаний, действующих в сфере интернет-технологий, планка ожиданий интернет-пользователей поднялась так высоко, что речь сегодня идёт о реализации совершенно иных моделей онлайн-общения.


Использование передовых разработок позволяет устанавливать коммуникации повсеместно и в постоянном режиме вне зависимости от специфики устройств – мобильных или стационарных. Вид подключения к Всемирной паутине в данных условиях также не влияет на качество сетевого общения. Мобильный интернет уже устарел, так и не став настоящим трендом. Теперь целесообразно рассматривать интернет как единое коммуникативное пространство для любых интернет-пользователей.


Изменения - тихие и незаметные


Летом 2012 года поисковый сервис Google опубликовал список рекомендаций для разработчиков интернет-ресурсов под смартфоны. Рекомендации были вынесены специалистами в отношении адаптивной вёрстки, а, конкретнее, подготовки HTML-страниц для отображения дисплеями различных устройств.


Придерживаясь рекомендаций Google, можно решать задачу повышения эффективности веб-контента при отображении его на дисплеях разной вычислительной и телекоммуникационной техники. Для этого необходимо активно применять адаптивную вёрстку для кроссплатформенного отображения контента. Если всё сделать правильно, то пользователь, открывая одну и ту же страницу на смартфоне, планшетном и стационарном компьютере, увидит один и тот же контент, в одной вёрстке, одинаково удобный для просмотра на дисплее любого из перечисленных устройств.


Некоторое время спустя другой IT-гигант - Apple - вышел с рядом концептуальных обновлений для своей мобильной операционки. Закончилось всё выпуском iOS шестой версии. Пожалуй, самой обсуждаемой инновацией стало введение закладок "Safari" для iCloud, благодаря чему появилась возможность синхронизации вкладок интернет-браузера между несколькими устройствами. Эта новинка от Apple позволяет пользователю, дочитавшему статью на дисплее настольной ЭВМ лишь до середины и по каким-то причинам прервавшему просмотр, продолжать чтение с того же места, входя в сеть уже со смартфона. Подобная технология поддерживается сегодня и браузером Google Chrome для операционки iOS.


В результате появилась совершенно новая идеология кроссплатформенного отображения контента разными устройствами и различными браузерами при единстве интерфейса и постоянном доступе к информации.


Множество специалистов в течение долгих лет разрабатывали стандарты и принципы, на которых сегодня строится единый веб. И, наконец, два серьёзных игрока рынка IT-технологий свершили революцию. Теперь удобство получения интернет-пользователями информации из Всемирной паутины не определяется видом устройств, которые используются для выхода в сеть.


Устаревшие решения в дизайне, вёрстке, составлении HTML-кодов страниц уже признаются неэффективными. Они постепенно заменяются унифицированной концепцией. Если разработчики интернет-ресурсов до сего момента не перешли к использованию новых принципов для создания своих продуктов, то сделать это они должны как можно быстрее.


Власть стереотипов


Всего два-три года назад мобильные гаджеты не оснащались некоторыми стандартными для веба инструментами, которые активно используются сайтами, например, "JavaScript". А сегодня даже довольно рядовые модели смартфонов по возможностям работы в онлайн-среде превосходят некоторые модели ноутбуков. Мобильный интернет уже не является отсталым. Напротив, он стоит на передовых позициях. Для того чтобы полноценно работать в сети, сегодня требуется лишь подключение к ней по 3G- или 4G-технологии.


Таким образом, грань между стационарным и мобильным вебом постепенно исчезает. Всё реже и реже в разговорах присутствует разделение понятий – это мобильный доступ в интернет, а это обычный. Сегодня интернет – это просто интернет. Общий. Для всех. Для мобильных пользователей и для тех, кто работает на стационарных машинах. Возможности одинаковые.


Однако, результаты исследований частоты использования мобильных гаджетов для доступа в интернет демонстрируют со всей очевидностью, что львиная доля контента интернет-ресурсов создаётся для размещения в том сегменте Всемирной паутины, где отсутствуют возможности работы на смартфонах и планшетных компьютерах.


Ныне повсеместно отмечается рост спроса на новую информацию. Увеличивается число интернет-пользователей, которые хотят не только просматривать "основные версии" ресурсов, но и получать расширенный набор возможностей, а также доступ по запросу к детализированному контенту. Вместе с тем, около трети мобильных пользователей считают нормой для мобильного веба плохую навигацию, низкую скорость загрузки сайтов и отсутствие сенсорных инструментов. Власть стереотипов сильна, что не идёт на пользу сайтам, целевая аудитория которых использует, в основном, мобильные гаджеты для работы в сети.


Контекст использования мобильных сервисов


Противники единых подходов к интернету утверждают, что мобильные коммуникации и сервисы привязываются, главным образом, к контексту, конкретной ситуации и локации. Да, несомненно, местоположение играет какую-то роль, но его определение на ходу уже не так значимо, как принято считать. Благодаря наличию этого стереотипа мобильные сервисы воспринимаются сегодня как источники постоянно обновляющейся информации, нужной на ходу - в режиме "здесь и сейчас". Реально же ситуация с мобильными сервисами может рассматриваться с трёх позиций.


1. Независимость качества сервиса от местоположения


В подавляющем большинстве случаев люди выходят в интернет со смартфонов, в основном, из дома. Для настоящего мобильного выхода в сеть, что называется, подключения на ходу, гаджеты используются где-то в фиксированных местах подключения (точках доступа Wi-Fi) - офисах, кафе, магазинах и так далее.


Люди, находясь в разных местах и переходя на страницу веб-сайта вашей фирмы с помощью своих смартфонов, испытывают одну и ту же потребность – им нужна информация о ваших предложениях. Очевидно, что данная потребность одинаково весома и для обывателя, просматривающего ваш сайт с iPhone, лёжа у себя дома на диване, и для менеджера, читающего ваши материалы с Galaxy, сидя за рабочим столом в офисе. Поэтому независимо от того, где находятся интернет-пользователи, потребляемый контент должен быть одинаковым.


2. Понятия "использование на ходу" и "прямо сейчас" неравнозначны


Бытует мнение, что люди, выходя в сеть из дома, просматривают одни веб-сайты, а пребывая в общественных местах или в транспорте - другие. Вот здесь-то и проявляется второй важный правдивый аспект использования мобильного интернета на ходу. Передвижение людей вовсе не означает, что они делают это в спешке и уж точно не значит, что искомая информация требуется им незамедлительно. То есть, сведения, которые человеку предлагается получить с помощью мобильника, не обязательно должны привязываться к его текущей локации.


Ещё в 2007 году Google определил три типа поведенческих паттернов для пользователей мобильных устройств. Эти паттерны представляют собой основу всех разновидностей взаимодействия между пользователем и мобильным гаджетом. Паттерны связаны с тремя состояниями – скука ("bored now"), ожидание ("repetitive now") и срочная необходимость ("urgent now"). Названия паттернов говорят сами за себя. Каждый паттерн отражает настроение, в котором пребывает человек в момент взаимодействия с мобильным гаджетом, и его поведение.


3. Сведения о главных задачах не всегда дают верное представление о пользователях


Считается, что срез поведенческих характеристик показывает кардинальные различия профилей "стационарного" и "мобильного" пользователей. Для получения более чёткой картины требуется составление списка главных задач, для решения которых "мобильные" пользователи приходят на сайт. Далее такой же список нужно составить для "стационарников". И – сопоставить оба списка. По результатам сопоставления можно определить программу мероприятий по повышению юзабилити сайта (пользовательского удобства).


Однако, разница в поведенческих паттернах или различие в требованиях к юзабилити ещё не являются доказательствами того, что у посетителей сайта разные ожидания в отношении пользы контента. И, уж тем более, это никоим образом не доказывает, что на ожидания влияет специфика устройства, используемого для доступа к сайту. Дело, скорее, в том, что "основные версии" сайтов загружаются мобильными гаджетами медленнее. Отличаются стационарные компьютеры и мобильники ещё и тем, что первые практически не оснащаются сенсорными интерфейсами, по крайней мере, в основной своей массе.


Необходимость сосредоточения на единстве веба


Переход к концепции единого веба подразумевает налаживание коммуникаций особого типа, когда оптимизация выполняется для удовлетворения потребности в контенте, а не для соответствия сайта техническим параметрам различных дисплеев и программных платформ. Люди заинтересованы в получении разных сведений в одном формате и с дисплея смартфона, и с экрана монитора стационарного компьютера.


Сегодня усилия разработчиков интернет-ресурсов должны сосредотачиваться на возможности установления коммуникации во всех форм-факторах и в любых форматах. Предназначением коммуникации должно стать предоставление пользователю определенной части информации. Единство веба предполагает получение единого пользовательского опыта при просмотрах сайта на различных устройствах.


Единство дизайна, узнаваемость сайта и одинаковая подача информации разным типам интернет-пользователей – в этом заключаются самые современные подходы к маркетинговой политике, проводимой в Интернете.


Когда меньше - это больше


Концепции единого веба присущ один побочный эффект, правда, позитивный. При таком подходе к реализации интернет-проектов упрощается управление версиями сайтов, созданных для разных гаджетов и мобильных платформ. В настоящее время, когда сайты и их "мобильные" версии по-разному верстаются, когда под них создаётся разный контент, когда, наконец, они размещаются на разных движках и даже разных хостингах, администрирование является настоящей головной болью. Однако в самой близкой перспективе положение вещей может кардинально измениться.


С внедрением единого веба изменится сама структура контент-маркетинга и способы решения стоящих перед ним задач. Скажем, если графика и тексты эффективны для "мобильных" посетителей, то представляется целесообразным использовать эти решения в "стационарной" версии сайта. А это уже совсем другой контент-менеджмент. Простой.


Лаконичность контента, созданного для мобильных гаджетов, не означает, что пользователи этих устройств получают усечённые сведения. Таким посетителям просто даётся выжимка – самое ценное и важное. А кто сказал, что запрещено таким же образом поступать по отношению к посетителям "стационарной" версии интернет-ресурса?


Мы же вмещаем в СМС-ку, заголовок статьи или твит самое важное. И каждый понимает, чем конкретно ценна информация. Поэтому не следует без необходимости раздувать информацию - это именно тот случай, когда меньше, да лучше.


Потребность в нишевых навыках всё ещё сохраняется


В настоящее время, когда контент-стратегия, а также текстовая и интерфейсная составляющие объединены общим смыслом. При переходе к единому вебу необходимо понимание того, каким образом функционируют сенсорные дисплеи и привязанные к ним интерфейсы. Кроме того, требуется выявление механики взаимодействия на дисплеях небольшой диагонали, разработка методов правильного масштабирования шрифтов, определение эффективных концепций адаптивного дизайна.


Эти навыки можно приобрести только при тесном взаимодействии с веб-дизайнерами и разработчиками программного обеспечения для мобильных гаджетов. Крайне важным является согласование с ними бизнес-задач, которые стоят перед проектом, и которые вы намерены решать с помощью единого веба. И лишь после этого можно оптимизировать графику, видео и тексты.


Почему столько споров вызывал мобильный Интернет первой волны?


Причин на самом деле несколько. Дело, прежде всего, в отсутствии единства подходов к технологиям и нюансам мобильных разработок. Кроме того, разработчики не всегда понимали, что мобильный веб можно принимать за исходную точку для создания сайтов, а не делать наоборот – создавать ресурсы, усекая полные версии до мобильных модификаций.


Сегодняшняя реальность уже другая. Первая волна перехода к мобильному интернету уже сошла. Увеличение числа интернет-пользователей в сегменте мобильного веба нужно считать свершившимся фактом. Пришло время оценивать контент сначала с точки зрения мобильного пользователя. И только после проведения такого анализа можно ставить цели и вносить изменения в обе версии сайта – стационарную и мобильную.

Домены
Расскажите о нас друзьям